Прежде чем купить надувную ПВХ лодку, совсем не лишним будет узнать, что же из себя представляет сам материал ПВХ из которого произведена лодка, какими свойствами обладает ПВХ и каким требованиям должен отвечать современный ПВХ применяемый для создания надувной лодки.
Впервые ПВХ - поливинилхлорид был получен в 1872 году в лабораторных условиях. Прошло сорок лет и в 1912 году немецкий ученный Фриц Клатте, предполагая заменить легко воспламеняемую целлюлозу на не поддерживающий горение ПВХ, берет лицензию на его промышленное производство. Спустя еще двадцать лет, в Германии началось производство ПВХ в крупных масштабах. Вторая мировая война внесла свои коррективы и только в послевоенное время, поливинилхлорид (или сокращенно - "винил") начал свое победное шествие. ПВХ стал самым массовым материалом для изготовления труб, профилей, покрытий, пленок, кабельной изоляции и превеликого множества других пластмассовых изделий.
Нас же интересуют ПВХ ткани, в этом сегменте их достаточно много, также и довольно обширна область их применения. ПВХ ткани применяются повсеместно, начиная от детских игрушек и аттракционов, баннеров и разнообразных тентов, заканчивая строениями ангарного типа. Объединяет их одно: они не претерпевают динамических нагрузок и такой ПВХ не имеет основы вообще или же она минимальна - тентовый ПВХ. Вот здесь и кроется один из "подводных камней". Некоторые недобросовестные прoизводитeли надувных лодок, некоторые по не знанию и, в большинстве случаев, "подпольщики", из-за значительной разницы в стоимости между лодочным и тентовым ПВХ при изготовлении лодок используют последний. За надувные лодки из Поднебесной вообще говорить не приходится, зачастую в ПВХ вообще нет какой либо оcнoвы. Ни кто не оспаривает их права на существование, но как серьезное плавсредство такие лодки рассматривать нельзя ни в коем случае. По сути это надувной матрац в форме лодки, ведь не зря же их окрестили "пляжными" лодками. Лодки из такого вида ПВХ, равно как и с тентового ПВХ, гораздо легче, чем произведенные из лодочного ПВХ. Отмечу, что производители ПВХ тканей в своей линейке армированного ПВХ отдельно выделяют ПВХ для постройки надувных лодок и именуют его лодочный ПВХ. Как пример:
Wonpoong boat и Polytex boat (Южная Корея) VALMEX boat и HEYTEX boat (Германия), и серьезные, именитые компании занимающиеся изготовлением ПВХ надувных лодок, используют именно такой материал. Однозначно могу сказать, что компания BARK (Барк) в производстве своих надувных лодок из ПВХ, использует исключительно данный материал, не признавая ни каких компромиссов, ведь это всемирно признанные лидеры в производстве ПВХ. Если не хотите пополнить ряды "счастливых" обладателей надувных лодок на один сезон, первым делом обратите внимание на вес лодки: даже самая маленькая гребная лодка из лодочного ПВХ, при длине порядка двух метров, по определению не может весить меньше 10 килограмм.
Свою первостепенную задачу (получение большей прибыли за счет увеличения сбыта) многие производители зачастую выполняют за счет пиара, что позволяет им в очень короткий срок "ворваться" на рынок и захватить значительную его часть. На сегодня одними из самых распространенных PR-ходов являются манипуляции по количеству слоев ПВХ и его плотности.
Для начала нужно понимать, что же такое армированный ПВХ. Если совсем просто, то это специальное полотно (oснoва, корд) покрытое с обеих сторон поливинилхлоридом. По большому счету, взяв в руки кусок армированного ПВХ для детального рассмотрения, ничего другого Вы и не увидите. Хочется обратить внимание и на то, что весьма затруднительно на ощупь и визуально определить плотность ПВХ, разве что у Вас, как говорится "глаз алмаз" и Вы можете заметить разницу между 0,7 мм и 0,9 мм (именно в этом диапазоне лежит разница по толщине между ПВХ с плотностью 800 гр/м2 и 1100 гр/м2). Возникает вполне логичный вопрос: "Как же быть?". Не секрет, что все придумано и испробовано многократно до нас.
Выбирайте известного производителя и доверяйте опыту знакомых пользователей надувных лодок. Не покупайте лодку на стихийных рынках и у сомнительных продавцов. Надувная лодка в обязательном порядке должна иметь сертификат малого судна и сервисную книжку, со всеми надлежащими отметками. Следуя данным рекомендациям при покупке надувной ПВХ лодки, Вы в большинстве случаев сможете избежать подвоха. Всегда помните о весе лодки и том, что высокое качество имеет соответствующую цену, это убережет Вас от покупки самой умелой подделки.
Однако все чаще можно услышать: "5-ти слойный ПВХ, 7-ми слойный ПВХ, 9-ти слойный ПВХ", даже встречал 11-ти слойный ПВХ - как решающий аргумент при покупке лодки в пользу того или иного производителя. Я могу утверждать, и не без основательно, что надувные лодки Bark производятся из двадцати семи слойного ПВХ (все зависит от того, что рассматривать под слоем). Почему так, давайте поглубже разберемся, что же из себя представляет армированный ПВХ (лодочный ПВХ и тентовый ПВХ входят в группу армированого ПВХ). Как видим, уже само название предполагает наличие армирующей основы, корда. В большинстве своем, это полотно из синтетического волокна имеющее как продольные, так и поперечные нити. Сам способ изготовление полотна называется поперечным плетением, а используемые нити либо полиамидные, либо полиэстер. Для ПВХ, используемого при строительстве надувных лодок (лодочный ПВХ), в основе более предпочтителен полиэстер. Он менее растяжим, легче, устойчивее к истиранию и жестче, что позволяет использовать меньшее давление в баллонах лодки для сохранения ее формы. Меньше давление, материал испытывает меньшее напряжение, уменьшается износ и соответственно возрастает срок службы лодки. Кстати, производители ПВХ тканей с мировым именем изготавливают полотно для основы на своих мощностях (имеют свои ткацкие фабрики).
Полотно у нас есть, осталось его "обрезинить". Существует много способов – вулканизация, литье, термоусадка и так называемая ламинация. Вот о последней и пойдет речь, поскольку это самый широко распространенный и передовой метод изготовления армированного ПВХ. На основу, с обеих сторон, наносится прослойка связующего вещества - адгезива и далее при определенной температуре и давлении поливинилхлорид, тоже с обеих сторон. Таким образом образуется монолит, где прочность на разрыв, порез, растяжение дает синтетический корд, а эластичность, воздухонепроницаемость, механическую стойкость на истирание, устойчивость к агрессивным средам придает ПВХ. Если посчитать слои: ПВХ, адгезив, корд, адгезив, ПВХ, то выходит пять слоев. В чем же состоит обман? Для понимания этого, нужно иметь представление об адгезии и адгезивах. В двух словах – адгезия это способность материалов проникать друг в друга и вступать в стойкую связь на молекулярном уровне. Соответственно адгезивы, это своего рода катализаторы, ускоряющие и улучшающие эту взаимосвязь. Самый известный адгезив - клей, а в случае с ПВХ, полиуретановый. Пересчитайте слои, называя их своими именами, сказать, что их пять, у меня язык не поворачивается.
По природе своей ПВХ очень тонок, не толще целлофанового пакета и для придания ему толщины и соответственно большей механической стойкости на истирание, наносят его в пять приемов. ПВХ ткань не имеет лицевой или изнаночной стороны, они равнозначны и все, что делается на одной стороне, зеркально происходит и на другой. Возможно, благодаря именно этой технологической особенности производства армированого ПВХ и родилось утверждение, что ПВХ имеет пять слоев, хотя с учетом двухстороннего процесса, более корректно было бы говорить о десяти слоях ПВХ. Какая-то "умная голова" до этого додумалась, и с учетом основы (корда) свету явился ПВХ в одиннадцать слоев. Явно адгезивные слои между ПВХ были умышленно не учтены, ПВХ в двадцать один слой показалось перебором даже для "творца". А чем же мотивировать лодочный ПВХ в семь или девять слоев? Дело в том, что ПВХ ткань покрывается (два слоя – матовый и отражающий) защитой от ультрафиолетового воздействия, защитой от грибка (антисептический слой) и венчает все грязеотталкивающий слой, назначение его понятно из названия, а еще он улучшает скольжение. Таким образом в ПВХ ткани появилось еще восемь слоев, очередное подтверждение правильности названия процесса производства ПВХ тканей - ламинация и, увы, аргумент для манипуляций.
Теперь, зная эти тонкости, Вам мое выражение: "Надувные лодки Bark производятся из двадцати семи слойного ПВХ", может показаться вполне справедливым. Считаем слои - грязеотталкивающий, антисептический, отражающий, матовый, ПВХ, адгезивный, ПВХ, адгезивный, ПВХ, адгезивный, ПВХ, адгезивный, ПВХ, адгезивный, основа, адгезивный, ПВХ, адгезивный, ПВХ, адгезивный, ПВХ, адгезивный, ПВХ, адгезивный, ПВХ, матовый, отражающий, антисептический, грязеотталкивающий.
"Ага, двадцать девять, а у тебя только двадцать семь!". Нет, ну что Вы, я прекрасно умею считать, а матовый и отражающий слои, ввиду того, что они незначительны по толщине, я посчитал как один, защитный от УФ слой (это как пример манипуляций). На самом же деле адгезивного слоя вы не увидите, его задача превратить ПВХ слои в одно целое и поскольку со своей задачей он справляется на отлично, слойность ПВХ обнаружить тоже не удастся - один сплошной монолит с кордом по средине. Защитные слои выдадут свое присутствие в виде глянцевой поверхности скользкой на ощупь, но рассмотреть их как слои ПВХ не представляется возможным, во всяком случае, без специального оборудования. Задав вопрос руководству компании Барк, сколько все же слоев у применяемого ими ПВХ, получил ответ:"Три. ПВХ, корд, ПВХ и больше ничего", что в принципе совпадает и с моим виденьем структуры лодочного ПВХ.
Вторым моментом, на который обращают внимание продавцы надувных лодок, склоняя покупателей в пользу покупки лодки именно этого производителя, это плотность ПВХ примененного при изготовлении конкретной модели надувной лодки. Еще каких-то 5-7 лет назад, у нас - рыбаков, охотников, туристов, одним словом у потенциальных потребителей лодок, и в мыслях не было интересоваться плотностью ПВХ. Сам факт, что лодка не резиновая, а из ПВХ, был весомым аргументом в ее совершенстве и пределом мечтаний для многих. Но времена меняются и на сегодня ПВХ лодка ни в диковинку. На рынок все больше прибывает новых игроков и чем-то надо на себя обратить внимание, вот тут-то и начинается "свистопляска" с плотностью ПВХ. "Вот у всех плотность 750 г/м2, а у нас 850 г/м2" или "Они же используют ПВХ с плотностью 950 г/м2, а мы 1100 г/м2" и хочется верить этим заявлениям, ведь очевидно, что больше лучше - ну такая уж наша человеческая натура. Давайте разберемся, что же это за показатель такой?
С уроков физики мы знаем - плотность это вес деленный на объем т.е. кг/м3 или г/см3, к тому же во всех справочниках значится - плотность ПВХ (PVC density) = 1350-1460 кг/м3 (довольно тяжелый материал, во всяком случае в воде должен тонуть), откуда же г/м2. Очевидно, вернее так оно и есть, это характеристика тканевой основы. Именно вес квадратного метра ткани определяет ее плотность. Чем ближе между собой продольные нити (основа) и поперечные нити (уток), тем выше будет плотность. Не стоит забывать - плетение может быть не в одну нить, а в несколько, что тоже повысит плотность ткани.
А зачем ее повышать? - спросите Вы. Отвечу. Это позволяет изготавливать лодки большей длины и с большим диаметром баллона. Мало того, что лодочный баллон находится под давлением и материал уже испытывает напряжения, на него еще приходятся разнонаправленные удлинения. Качаетесь на волнах, положили что-то или сели на баллон, жестко пришвартовались или просто возросло давление на жаре, все эти перепады приходятся на корд и его задача справится с "перегрузками" сохраняя обводы лодки и ее первоначальную форму. Таким образом, увеличивая плотность ПВХ, мы имеем возможность работать с большей площадью при постройке ПВХ лодки, в частности моторных ПВХ лодок. Для придания жесткости моторной ПВХ лодке, давление в баллонах приходится увеличивать по мере увеличения длины лодки и диаметра ее "бортов", в надувных моторных ПВХ лодках длиной свыше 4 метров давление может быть близким к 30 kPа и для сохранения формы лодки потребуется максимальная плотность ПВХ.
Есть еще один показатель прочности лодочного ПВХ, зависящий не столько от плотности ocновы, а сколько от ее качества. В характеристиках лодки Вы его вряд ли встретите, хотя производители ПВХ ткaней его указывают, это предел прочности на разрыв при растяжении - N/5 см, само же обозначение в цифровом виде выглядит примерно так - 2700/2500. Не буду Вам морочить голову с Ньютонами (N) объясню проще. Убираем один порядок 270/250 именно столько килограмм выдержит 5 сантиметровая полоска ПВХ прежде чем порваться по продольным нитям (по основе) 270 кг/и 250 кг по поперечным нитям (по утку). Можно и так квалифицировать - разрыв/раздир.
Приведу данные от некоторых производителей лодочного ПВХ.
750 г/м2
850г/м2
950 г/м2
1100 г/м2
Polytex boat
3050/2550
3050/2550
2950/2600
Heytex boat
2700/2500
2700/2500
3000/2700
3000/2700
Unisol boat
2600/2400
3000/2500
3000/2500
Ecotex boat
2600/2300
2650/2350
Как видим, большая плотность еще не факт, что Вы получите лодку с лучшей устойчивостью к разрыву, а вот прирост в весе лодки и ее стоимости гарантирован. Я бы советовал, как в старые, добрые времена, не морочить себе голову с этой плотностью и при покупке надувной ПВХ лодки довериться производителю с именем. Ведь кто, как не он, ежедневно на протяжении многих лет, работающий с ПВХ, знает о нем все до мельчайших подробностей. К тому же, если вдруг лодку поведет или появятся какие-то "шишки", Вы всегда сможете поменять ее по гарантии.
Не понятым осталось в чем все же разница между тентовым ПВХ и лодочным ПВХ, ведь оба принадлежат к группе армированого ПВХ. Pазницу составляет оcнoва, в первую очередь ее плотность, которая у тентового ПВХ заканчивается на показателе в 600 г/м2, а у лодочного ПВХ начинается с показателя в 750 г/м2. Вторым отличием является применение в оcнoве тентового ПВХ не лавсана (полиэстр), а более дешевого полиамидного волокна, знакомого нам как капрон, нейлон, аминал, стилон. Ну и третье, это способ плетения полотна для ocнoвы.
Надеюсь, что после прочтения данной статьи, Вы сделаете правильный выбор при покупке надувной лодки из ПВХ, обратив больше внимание на функциональность лодки, а не на "рассказки" о плотности и слойности ПВХ использованного при ее изготовлении.
Компания Барк, секреты успеха. Почему мы выбираем надувные лодки Bark. Особенности гребных и моторных лодок Bark. Это и многое другое читайте в следующих статьях и обзорах.
Все права защищены, при использовании материалов ссылка на сайт lodkibark.com.ua обязательна.