Сезон 2017 ознаменовался запуском компанией Барк в серийное производство лодок с днищевыми настилами слань-коврик и слань-книжка, при этом лодки со ставшим уже привычным сланевым настилом с производства не снимаются. Во-первых, такой вариант является самым бюджетным, во-вторых, лодки имеют минимальный вес, что для некоторых является далеко не последним показателем в надувной лодке. Нововведение потребовало добавления буквенных индексов для идентификации лодок и это может вызывать определенные трудности у покупателей при выборе лодки. Для понимания маркировки лодок Барк не лишним будет небольшой экскурс в историю производства лодок. Первыми выпускаемыми компанией моделями гребных лодок были Bark B-220, Bark B-220C, Bark B-240, Bark B-240C и лодка гигантских на то время размеров Bark B-260.
На рынке тогда превалировали резиновые надувные лодки типа Лисичанка и их основные показатели (длина и диаметр борта) были взяты за основу и в лодках Барк. Что касается ширины лодки, то в этом плане лодки Барк, можно сказать, являются уникальными в своем конструктивном решении. Ширина лодок равна половине длины лодки. С такими пропорциями надувные ПВХ лодки имеют лучшие показатели по управляемости и маневренности, а с учетом того, что Барк с увеличением длины лодки увеличивает и диаметр борта, то лодки имеют минимальную осадку, обеспечивающую легкий ход под веслами и позволяют перемещаться по мелководью. Возможность максимально близко подойти к берегу особенно начинаешь ценить по холодной воде, когда мочить ноги совсем нет желания.
Bark B-220C и Bark B-240C как видим, после цифрового обозначения указывающего на длину лодки в сантиметрах имеют буквенный индекс С означавший наличие днищевого настила в лодке. Данная опция в резиновых надувных лодках не предусматривалась и была новинкой на то время, что и подчеркивалось введением индекса. Лодки Bark B-260 из-за большой площади дна и как следствие его прогиба при воздействии на него, сланевый настил получали по умолчанию, тем более конкурентов у ПВХ лодок в таком размере среди резиновых лодок не было.
С технической точки зрения построить резиновую лодку в таком размере особых затруднений не вызывает, но на практике резиновая лодка не смогла бы удержать свою форму при том внутреннем давлении которое допускается для надувных лодок данного типа. Проигнорировать же ограничение, значит заработать по корпусу множество вздутостей и шишек. Лодки из ПВХ таких проблем не испытывают, их запас прочности в разы превосходит номинальный, а с развитием производства появилась ПВХ ткань с применением полотна большей плотности, что допускает большее внутреннее давление в баллонах лодки, позволяющее удерживать форму более длинным корпусам.
В очередной раз не могу не отметить, как нам PR-щики в погоне за продажами привили не совсем правильное восприятие материала изготовления надувных лодок. Трехслойный ПВХ, пятислойный ПВХ, семислойный ПВХ – плотность ПВХ 750, плотность ПВХ 950, плотность ПВХ 1100 вообще круть. Сопротивляемость на прокол и стойкость на истирание, вот что действительно важно, а эти показатели практически одинаковы, отмечу, что показатели на мокрое истирание у ПВХ практически равны нулю. Что мне, как владельцу гребной лодки даст дополнительная плотность? Плюс несколько кг. к весу лодки и возможность ее накачивать чуть ли не до 1 атмосферы притом, что более чем достаточно 0,15 атм. Можно конечно гнуть пальцы и говорить, что у меня лодка из семислойного ПВХ плотностью 1180 – зять с Германии прислал (реальный случай, притом не подслушано, а адресовано лично мне), о том, что у всех остальных вокруг не лодки, а … я промолчу. Вот вам и влияние рекламы в действии. Все зарубежные производители надувных ПВХ лодок в описании материала лодки указывают: "Полиэстеровое полотно плотностью ххх гр/м² с виниловым покрытием", у нас же сплошь и рядом - плотность ПВХ такая-то, так уж повелось, а это зачастую искажает правильное понимание материала лодки и его потенциальные возможности. О лодочном ПВХ есть отдельная статья, мы же вернемся к лодкам БАРК.
Развитие рынка привело к тому, что у нас начали появляться подвесные лодочные моторы малой мощности, поначалу электрические, а со временем и внутреннего сгорания, что дало толчок в развитии надувных моторных лодок и заставило найти решение как "подружить" гребные лодки с моторами. В результате гребные лодки получили такое дополнение как навесной транец. В лодках Барк его наличие обозначается буквенным индексом N. Зарегистрировать лодочный мотор, вернее не так, лодочные моторы не регистрируются, а прописываются к лодке (вносятся в судовой билет), процедура совсем не обязательная, но тем не менее имеющая определенные требования к лодке, ее длина должна быть от 2,6 метра и выше. Таким образом, сложилась ситуация, что в сегменте гребных лодок под мотор (надувных лодок с навесным транцем) Барк может предложить всего лишь одну модель Bark B-260N. Такое положение вещей абсолютно не устраивало компанию и как следствие была разработана гребная лодка Bark B-280 и модель с навесным транцем Bark B-280N. Вместе с этим, для удобства переноски и придания более завершенного эстетического вида, на лодку был установлен привальный брус и дополнительные ручки, по две с каждого борта. Так появилась модель лодки Барк с привальным брусом обозначавшаяся буквенным индексом P - Bark B-280P и Bark B-280NP. Данное новшество получило применение и в моделях лодок длиной 2,6 метра: Bark B-260P и Bark B-260NP. Лодки меньшего размера привальным брусом не оснащаются из-за того, что он не даст компактно упаковать лодку, равно как и ручки, которые нужно будет устанавливать по борту чуть ли не подряд.
Компания Барк в своем неуемном стремлении создать идеальную надувную ПВХ лодку, к сезону 2012 производит апгрейд выпускаемых гребных лодок. Все модели лодок получают рым-ручку вместо буксира в носовой части лодки и бортовую ручку по корме, при этом изменяется форма транца для взаимодействия данной пары (ручка/транец). Линейку гребных лодок пополняет модель в трехметровом исполнении Bark B-300, естественно и в вариантах с навесным транцем Bark B-300N, привальным брусом Bark B-300P, навесным транцем и привальным брусом Bark B-300NP. Лодка B-300 стала уникальной уже только потому, что надувных гребных ПВХ лодок в таком размере на то время просто не было, да и на сегодня далеко не у каждого производителя надувных лодок есть что-то подобное.
Но только этим Барк не ограничивается, в производство запускается новая линейка надувных гребных лодок с увеличенным диаметром борта: Bark B-210C, Bark B-230C, Bark B-250C, Bark B-270 и не смотря на то, что все лодки комплектуются сланевым настилом по умолчанию, эта опция в моделях до 2,5 метров включительно, по инерции, подчеркивается индексом С. Опционно лодки могут быть укомплектованы навесным транцем: Bark B-210CN, Bark B-230CN, Bark B-250CN, а Bark B-270 получает полный набор дополнений: навесной транец Bark B-270N, привальный брус Bark B-270P, навесной транец и привальный брус Bark B-270NP. Лодки выполнены в фирменном остроносом стиле, делающим лодки Барк легко узнаваемыми и с соблюдением, опять же фирменных пропорций лодки. Если представить длину лодок данной линейки не в сантиметрах, а в метровом измерении 2,1 м, 2,3 м, 2,5 м, 2,7 м то вполне очевидны нечетные значения, таким образом можно определить, что лодка имеет увеличенный диаметр борта: 33, 35, 36, 38 см. соответственно.
Пройдя испытания на моторных лодках, а это само собой подразумевает большие нагрузки, в 2016 году система передвижных сидений была внедрена и в гребных лодках. Данная опция отмечается буквенным индексом D в маркировке лодок. Передвижные сиденья уже в своем названии предполагают то, что сиденье двигается и главное требование к системе было чтобы это передвижение не было самопроизвольным. Благодаря конструкции лик-паза и был достигнут требуемый результат. Из плюсов передвижных сидений можно отметить возможность их установки в любом месте лодки и возможность их монтажа/демонтажа при любой степени накачки лодки. Они не выпадут из креплений при приспущенной лодке, со стационарными сиденьями такое вполне возможно. Да и устанавливаются передвижные сиденья немного выше стационарных относительно дна лодки, что в свою очередь не так утомляет ноги при длительном сидении. Безусловным минусом является их большая стоимость, поэтому стационарные сиденья в надувных лодках Барк будут использоваться как и ранее, а выбор за вами.
Внедрение передвижных сидений, а следовательно и индекса D в маркировке, заставил задуматься в целесообразности "тащить" уже более чем через полтора десятка моделей индекс С и только для того, чтобы обозначить, что две модели Bark B-220 и Bark B-240 не комплектуются сланями. Не проще ли и логичней обозначить как-то эти лодки, разгрузив маркировку от излишних обозначений? Нами было введено понятие базовая модель (3D картинка выше). Данные лодки открывают линейку лодок в том или ином размере, имея стартовую (базовую) комплектацию как-то: сланевый настил и стационарные сиденья. В их маркировке нет ни каких буквенных индексов после цифрового (три цифры) обозначения длины лодки: Bark B-210, Bark B-230, Bark B-250, Bark B-260, Bark B-270, Bark B-280 и Bark B-300. Соответственно, видя буквенный индекс или индексы в маркировке, мы понимаем, что в лодке есть изменения отличные от стандартной, базовой модели.
Их не много и они повторяются от модели к модели:
N - навесной транец
P - привальный брус с четырьмя ручками
D - передвижные (двигающиеся) сиденья
Для лодок Bark B-220 и Bark B-240 базовой комплектацией считается отсутствие днищевого настила и стационарные сиденья, наличие сланей обозначается индексом "С" Bark B-220C и Bark B-240C, в принципе можно сказать, что за два десятка лет для этих "аксакалов" в размере 220 и 240 см ничего не изменилось, они не утратили своей актуальности и продолжают пользоваться спросом.
Все казалось бы предельно просто и понятно, но все же иногда вопросы возникали и в основном относительно передвижных сидений. Ну не любит народ у нас читать, он сначала сделает, а уже потом прочтет инструкцию. Отступление просто в предвкушении шквала вопросов в будущем, ведь маркировка лодки, ну скажем Bark B-280KNPD, заставит задуматься любого. И тем не менее это уже факт.
Сезон 2017 ознаменовался введением компанией Барк альтернативных вариантов по днищевому оснащению лодок. Так, наряду с уже привычным и ставшим базовым, сланевым настилом, возможна комплектация лодки сланевым ковриком или настилом книжка. По сути слань-коврик это тот же комплект сланей, только собран воедино специальной ПВХ кассетой имеющей карманы для их монтажа. Коврик кладется на дно спущенной лодки и потом ее накачивают, при этом баллоны фиксируют коврик от перемещения. Но это в теории, на практике же такой фиксации недостаточно и коврик имеет возможность смещаться по длине лодки и дай Бог, чтобы это смещение произошло не в тот момент когда вы встаете. Зная об этой проблеме и для недопущения ее в Вашей лодке, мы рекомендуем максимально увеличить количество сланей в коврике, что попросту не оставит места для его смещения по дну лодки. Дополнительно такое решение позволяет компенсировать утрачиваемую жесткость всего корпуса лодки, что особенно актуально для моторных лодок и лодок под мотор (лодок с навесным транцем).
Вторым альтернативным вариантом оснащения дна лодки является настил книжка. Днищевое пространство лодки перекрывается полностью, что дает возможность более комфортного перемещения внутри лодки и сглаживается воздействие воды на дно лодки, что особенно заметно при движении под мотором. В маркировке надувных лодок альтернативный вариант днищевого оснащения отображатся буквенным индексом K – настил книжка
Возвращаясь к примеру с Bark B-280KNPD становится понятно, что лодка имеет "книжку" как вариант настила, а далее, уже привычные, навесной транец N, привальный брус P и передвижные сиденья D. Безусловно, количество буквенных индексов в маркировке лодки близко к критическому, но придется с этим смириться, так как другого варианта на сегодня не просматривается.
Параллельно с гребными лодками развивалось и строительство моторных надувных лодок и события оказывавшие влияние на развитие гребных лодок коснулись и моторных лодок Bark. Об этом есть более ранняя статья и не имеет смысла ее здесь повторять, поэтому расскажем о временах не столь отдаленных.
Все надувные моторные лодки Bark оснащаются привальным брусом по умолчанию, а транец является конструктивной составляющей корпуса лодки, следовательно индексов N и P в маркировке моторных лодок мы не встретим. В начале 2012 года в моторных килевых лодках Bark BN-310S ... Bark BN-390S "Киевлянка" и Bark BT-360S, Bark BT-420S, Bark BT-450S была внедрена система передвижных сидений, немного позже передвижное сиденье получили и моторные лодки меньшего размера. Передвижным было только заднее сиденье – сиденье моториста. Данное событие ни как не было обозначенно и было воспринято как должное, с пониманием того, что отныне в стандартной комплектации моторные лодки Bark BT-270 ... Bark BT-330S имеют два типа сидений – передвижное заднее и стационарное переднее. С 2016 года появился вариант установки на лодку обоих передвижных сидений, как и в гребных лодках данная опция отмечается индексом D.
В 2017 альтернативные варианты днищевого настила не обходят стороной и моторные лодки Bark со сланевым настилом и получают такую же маркировку как и у гребных лодок: K – настил книжка
Моторные килевые лодки как и ранее маркируются индексом S обозначающим применяемое в лодках жесткое днище из влагостойкой фанеры толщиной 11 мм с использованием стрингеров.
Моторные лодки без буквенных индексов после цифрового обозначения являются базовыми моделями: Bark BT-270, Bark BT-290, Bark BT-310, Bark BT-330 и соответственно наличие буквенных индексов говорит о наличии тех или иных различий в комплектации лодки. Сомнительно, что ближайшее время эта линейка претерпит существенные изменения, делать моторные лодки меньшего размера лишено смысла, а большего размера не позволяют законы физики, сланевого настила будет не достаточно для общей жесткости корпуса лодки при движении под мотором.
Надеемся, что данная статья поможет вам с выбором лодки Bark и ее характеристики на все сто будут отвечать вашим потребностям. Если же у вас остались сомнения, свяжитесь с нами, всегда рады помочь.